Фразовое ударение
Проделайте короткое упражнение:
произнесите вслух написанное ниже предложение и скажите, сколько секунд это у Вас заняло.
The beautiful Mountain appeared transfixed in the distance.
Сколько Вам потребовалось времени? Вероятно, около 5 секунд. А теперь произнесите следующее предложение
He can come on Sundays as long as he doesn't have to do any homework in the evening.
Сколько Вам потребовалось времени? Вероятно, тоже около 5 секунд.
Но первое предложение гораздо короче второго!
Вы только частично правы!
Внутри смысловой группы (синтагмы) не все слова произносятся одинаково; в ней выделяются фразовым ударением знаменательные слова, имеющие самостоятельное лексическое значение.
Фразовое ударение - это ударение, которое получает слово, как член предложения. В отличие от словарного ударения, которое имеют все слова, фразовое ударение получают только знаменательные части речи.
|
Основные правила фразового ударения в английском предложении:
- ударение ставится на знаменательные части речи:
- ударение не ставится на служебные части речи
- промежуток времени между ударными слогами в одном предложении всегда одинаковый.
Таким образом, наши два предложения произносятся следующим образом (знаменательные части речи подчёркнуты):
The beautiful Mountain appeared transfixed in the distance. (14 слогов)
He can come on Sundays as long as he doesn't have to do any homework in the evening. (22 слога)
Данная таблица поможет Вам вспомнить, какие части речи в английском языке знаменательные, а какие – служебные.
знаменательные части речи
Части речи, передающие смысл |
Примеры |
Смысловые глаголы |
SELL, GIVE, EMPLOY |
Существительные |
CAR, MUSIC, MARY |
Прилагательные |
RED, BIG, INTERESTING |
Наречия |
QUICKLY, LOUDLY, NEVER |
Вспомогательные глаголы с отрицательными частицами |
DON'T, AREN'T, CAN'T |
Служебные части речи
Слова, несущие грамматическую нагрузку в английском предложении |
Примеры |
Личные местоимения |
he, we, they |
Предлоги |
on, at, into |
артикли |
a, an, the |
Союзы |
and, but, because |
Вспомогательные глаголы |
do, be, have, can, must |
"to be" как смысловой глагол |
is, are, was |
Рассмотрим примеры на неударные элементы в речи:
Артикли, предлоги, союзы:
The vis'cosity of a 'liquid \ dec'reases \ as the 'temperature 'rises. |
Вязкость жидкости уменьшается с повышением температуры. |
Особое внимание следует обратить на слитное чтение артикля со следующим за ним словом.
Союзы получают ударение лишь в том случае, если они стоят в начале предложения перед неударным словом:
'As it was 'very 'far, \ we 'took a 'tram. |
Ввиду того, что было далеко, мы сели в трамвай. |
Предлоги (послелоги), входящие в структуру сложного глагола, например: to come in, to put on и т.д. несут на себе самостоятельное ударение и такой сложный глагол, следовательно, имеет два ударных элемента (которые однако, читаются слитно, без паузы между ними):
Any living 'organism \ is 'made 'up \ of 'cells. |
Всякий живой организм состоит из клеток. |
Личные, притяжательные и относительные местоимения:
I 'think \ we shall 'do it \ to-'morrow. |
Я думаю, мы сделаем это завтра. |
His 'work \ which he com'pleted 'last 'year \ 'proved to be a 'great suc'cess. |
Его работа, которую он закончил в прошлом году, оказалась очень успешной. |
Вспомогательные и модальные глаголы:
A. S. Po'pov \ has been res'pected and ad'mired by everybody \ for his 'great in'vention. |
Все уважали А. С. Попова и восхищались им за его великое изобретение. |
We can ful'fil our 'plan \ a'head of 'schedule. |
Мы можем выполнить наш план досрочно. |
Однако, вспомогательные и модальные глаголы находятся под ударением в вопросе и в сокращенном ответе:
'Is the 'solution satu'rated? \ 'Yes, it 'is. |
Насыщен ли раствор? Да. |
'Can we 'split the 'atom? \ 'Yes, we 'can. |
Можем ли мы расщепить атом? Да, мы можем. |
Одно и то же слово может быть в предложении и знаменательной и служебной частью речи в зависимости от его функции.
Пример 1
"I have come to see you"
|
"have" служебная часть речи (вспомогательный глагол)
|
"I have three apples"
|
"have" знаменательная часть речи (смысловой глагол)
|
Example 2
"One has one's principles"
|
"one" служебная часть речи (местоимение)
|
"I have one apple"
|
"one" знаменательная часть речи (числительное)
|
Example 3
"I have no more money"
|
"no" служебная часть речи (отрицательная частица)
|
"No. I am not coming"
|
"no" знаменательная часть речи (Yes/No answer)
|
Следует отметить, что в русском языке слова в речи не выделяются так резко фразовым ударением; оно падает равномерно почти на все лексические элементы, включая и те, которые в английском языке обычно не несут ударения (личные и притяжательные местоимения, вспомогательные глаголы, предлоги).
Практический пример
Если удалить служебные части речи из предложения, его смысл, вероятно, всё равно останется понятным.
Но если удалить из предложения знаменательные части речи, предложение станет совершенно непонятным.
Представьте, что Вы получили следующую телеграмму:
SELL CAR GONE FRANCE
Это предложение не завершено. Оно грамматически неправильно, но, тем не менее, Вы, вероятно, можете его понять. Эти 4 слова очень эффективно передают сообщение: Somebody wants you to sell their car for them because they have gone to France. Добавим несколько слов:
SELL my CAR I’ve GONE to FRANCE

Новые слова фактически не добавляют информации. Но они делают сообщение более корректным с точки зрения грамматики. Мы даже можем добавить ещё несколько новых слов, чтобы получилось завершённое, грамматически правильное предложение. Но информация остаётся той же самой.
Will you SELL my CAR because I’ve GONE to FRANCE

В предложении 4 слова имеют фразовое ударение: sell, car, gone, France.
Временной промежуток между каждым ударным словом одинаковый.
В этом предложении 1 слог между SELL и CAR и 3 слога между CAR и GONE. Но время (интервал) между SELL и CAR и между CAR и GONE одинаково. Мы сохраняем ритм фразы только за счёт ударных частей речи. Для этого мы произносим "my" медленнее, а "because I've" быстрее.Мы меняем скорость произнесения коротких служебных слов, чтобы ритм, в котором произносятся знаменательные части речи сохранялся постоянным.
Использованные ресурсы:
http://www.speech.psychol.ucl.ac.uk/training2/intro.html
http://esl.about.com/library/weekly/aa100500a.htm
|